Обязательным атрибутом портовых и прибрежных городов является маяк - сооружение, позволяющие мореплавателям определять расстояние до побережья в непогоду или темное время суток. Однако сегодня, в век стремительного развития беспроводной связи, их функции немного изменились: из ориентира для кораблей они превратились в смотровые площадки для туристов. И маяки Краснодарского края не исключение.
В погожий день, за символическую плату, каждый желающий может подняться на их вершину, насладившись захватывающей панорамой на ближайшие города, а также почувствовав себя небольшой каплей на фоне бескрайних простор Черного моря!
Сочинский маяк
Старинное сооружение, освещающее путь морякам почти 150 лет. Изначально, источником свечения в нем была керосиновая лампа. Годы спустя, её заменили ацетиленовой, а чуть позже – мощной электрической.
Первый фонарь маяка Сочи изготавливался французскими инженерами. В 1990 году, в честь 100-летнего юбилея со дня его открытия, местные власти попытались отыскать фирму-изготовителя в Париже. Но история «затерла» все следы её существования, из-за чего источник света был заменен современным электрическим.
Красный свет 1-киловаттного прожектора, оснащенного шлифованным стеклом и концентрическими кольцами, виден кораблям на расстоянии 17 морских миль (32 километра). Рядом с башней находится небольшая пристройка с памятной табличкой, поврежденной выстрелом из ружья во времена гражданской войны.
Добраться к нему максимально просто: башня расположилась в самом начале Сочинской набережной, недалеко от собора Архангела Михаила.
Геленджикский створный маяк
Уникальный объект, спроектированный французским архитектором Франсуа де Тонде, абсолютно не похож на маяк в привычном понимании этого слова. Все потому, что выполнен он в виде небольшой пристройки к жилому зданию и отличается от него красно-белой расцветкой.
При этом стоит отметить, что за 120 лет исправной работы, смотрителям створного маяка в Геленджике удалось сохранить оригинальную оптику, изготовленную из настоящего горного хрусталя. В сочетании с современным электрическим прожектором, он может выдать луч, видимый на расстоянии 9-11 морских миль от берега.
Металлический короб с жалюзи меняет цвет свечения с красного на зеленый, причем последний виден гораздо дальше. Следовательно, если мореплаватели видят его, значит берег далеко, а красная расцветка предупреждает о критической близости к побережью.
Найти его очень просто: здание расположено в самом центре курорта, на Лермонтовском бульваре. И неудивительно, что маяк является не только символом, но и одной из самых посещаемых достопримечательностей города.
Маяк на Толстом мысу
Особенность Геленджика в его расположении. Город лежит в бухте, с высоты птичьего полета, напоминающей подкову. Но самое удивительное, что расстояние между двумя мысами (Толстым и Тонким) составляет 1852 метра – именно столько имеет одна морская миля.
Вообще, на курорте есть два маяка. О первом мы рассказали выше, второй же является опознавательным, выглядит максимально «классически» и расположен на крайней точке мыса Толстый. Сигнальная башня, расположенная неподалеку от города, была построена в конце XIX столетия при обустройстве бухты.
Изначально, на месте нынешней постройки стоял небольшой столб с отражающим зеркалом и примитивной керосиновой лампой. В 1985 году, с открытием новороссийского порта, из-за стремительного роста проходимости через бухту, власти СССР решили реконструировать опознавательное средство на Толстом мысе и всего за несколько лет на месте, где ранее стоял скромный столб, возвысилась 50-метровая круглая башня красно-белого цвета.
При этом стоит отметить, что поток света, излучаемый маяком, распространяется на 21 морскую милю от берега, во многом благодаря специальному прожектору МВМ-930 и шаровидной маячной линзе из толстого слоя натурального горного хрусталя. Изначально, в нем планировался лифт, однако что-то пошло не так и подниматься на вершину приходится по «классической» винтовой лестнице.
По идее, с вершины башни должна открываться умопомрачительная панорама окрестностей. Однако, попасть наверх невозможно – сооружение закреплено за Министерством обороны РФ, а вход на его территорию осуществляется исключительно по пропускам.